ВЕЛЕСЕНЬСедьмой месяц Ведического года, первый месяц осени, посвящен богу Велесу, потому и называется Велесень.
1 велесеня (21 сентября).
Овсень малый.Встреча Осени. Праздник начинается 1 велесеня и продолжается до 3-го, до Велеса-рябинника. В этот день Велес выпускает на землю Осень-Овсеня, брата Коляды, который прокладывает ему путь. Это день пограничный между Летом и Осенью.
2 велесеня (22 сентября).
Осенины. Осеннее равноденствие. Рождество (Торжество) Златы Майи.В 14-ом тысячелетии до н.э., согласно Звездной книге Коляды, в Атлантиде родилась Злата Майя, или Златогорка, дочь Святогора. Ее рождение в мистерии Большого Коло означает — расцвет, Золотой Век Атлантиды. Это полдень Дня Сварога, а значит человечество открыто для Космического Знания, и Свет Знания ослепителен. В ту эпоху в зените (весеннего равноденствия), находилась звезда Спика — Альфа Девы, под этой звездой и родилась Майя. Но уже с рождения Златы Майи (в полдень) День Сварога начал клонится к закату, потому погибла Атлантида, потому это и — Золотой Век, и — Осень, потому со 2-го велесеня ночь становится длиннее дня.
Ко времени князя Буса, 368 г. н.э., Спика сместилась на 180 градусов, и стала пересекать зенит в день осеннего равноденствия. В мистерии Годового Коло этот день имеет смысл воскресения, нового рождения Майи, освобождения ее из-под власти Вия. В день Успения Майя легла в каменный гроб. Дажьбог с помощью Велеса в день Полотняного Спаса опустился в царство Вия, добыл волшебное кольцо, позволившее вернуть Майе жизнь. И в день Торжества Майи он открыл гроб, в котором упокоилась Майя, и надел ей волшебное кольцо на палец. Майя очнулась от смертельного сна. Она была возвращена к жизни по велению Рода, дабы родить бога Коляду.
На земле в день Малого Овсеня отмечали встречу Осени-Овсеня. Праздновали рождение и воскресение Златы Майи. Устраивали пир-братчину. Пили мед-Сурью, забродивший на Хмеле.
Вейся ты, хмель, перевейся,
На нашу сторонку...
Как на нашей сторонке
Приволье большое...
3 велесеня (23 сентября).
Велес-рябинник.В этот день собирали ягоды рябины, а также у рябины (которая означала райское древо) устраивали представления, на которых разыгрывали сцены из мифов. Вспоминали о том, как Велес пропускал Дажьбога с волшебным кольцом из царства Смерти, и пели:
С вечера рябину дождичком мочило,
Со полуночи рябину ветром обдувает...
К вечеру приду, кольцо подарю,
Колечко надену — поцелую Майю...
7 велесеня (27 сентября).
Хоре и Китоврас.В этот день Китоврас в небесной лодке приплыл к саду Ирия и украл жену Хорса Зарю-Зареницу. Вслед за Китоврасом змеи и пресмыкающиеся также полезли в Ирий. Потому еще в прошлом веке в народе говорили, что на Воздвижение змеи «сдвигаются». Китоврас увез 3apю-Зареницу к Месяцу. Потому печален Хоре, потому и ночь стала длиннее дня, и близится зима. Хоре двинулся поиски Зари-Зареницы, но далеко еще до дня зимнего солнцестояния, когда Хоре встретится с ней.
В эпоху Рыб в этот день стали праздновать день Воздвижения в память о воздвижении царицею Еленою креста Господня. Крест — это знак Хорса. Елена — это греческое прочтение имени славянской богини любви Лели, праздник которой отмечается вскоре.
12 велесеня (2 октября).
Волх и Леля.В Ведической Руси в это время праздновали дни Волха, бога войны и охоты, и Лели — богини любви. Разыгрывали сцены из сказаний о Волхе и Леле. Волхвы пели о том, как Волх захватил Темное Царство, победил Змея Индрика (Индру), а потом решил захватить и Ирий, стать Владыкой мира. Но в саду Ирия он встретил Лелю, влюбился в нее и стал служить Свету. Бога войны укротила Любовь. Его так и изображали на барельефах храмов — волком, впряженным вместе со львом в колесницу Дажьбога.
На Руси день Волха служил началом охотничего сезона. В эти же дни почитают Лелю и подготавливаются к свадьбам. Жених в Лелин день был обязан, как бы подражая Волху, оборачивавшемуся в различных животных и птиц, — переодеваться, скрываться под маской. Неузнанный он пробирался к невесте, чтобы узнать — любит ли она его. Родственники невесты препятствовали жениху.
7 велесеня (7 октября).
День Волха-молотильщика и Лели-заревницы. В Бусово время (IV век н.э.) в этот день зенит проходила звезда Арктур.
Весь этот день огнищане устраивали гулянья, посиделки, пели, а к вечеру зажигали огонь в овинах и обмолачивали снопы. В песнях и загадках, которые загадывали в этот день, овин сравнивали с волком, зверем Волха (стоит волчище — выхвачен бочище, не дышет, а пышет). Молотьбу же сравнивали с битвой.
На поле Арском,
лежат все побиты,
бороды побриты,
а брюхи распороты.
(Загадка про молотьбу)
24 велесеня (14 октября).
Крышень-Коляда. В русском православии слился с днем Покрова.
«Крышень-батюшка, покрой землю снежком, а меня женишком!» — так пели девушки в день Крышня, ибо на Руси в эту пору справляли свадьбы, да и сама земля покрывалась снегом, как невеста белым покрывалом.
В день Крышня-Коляды Дажьбог обрел Майю Златогорку. Это день зачатия Коляды. Родится же Он через 9 месяцев, то есть — 29-го Кресеня (название месяца — вариант произношения имени Бога Крышня) в день Тихого Солнца. В месяц Кресень Коляда рождается согласно исчислению времени по Большому Коло, по календарю, Коляды. В Малом, Годовом Коло Его рождение приходится на зимнее солнцестояние, на Колядки.
В эти дни на Руси справляли свадьбы. Жениха и невесту осыпали хмелем, пили за их здоровье. На стол подавали птиц. Считалось, что жених и невеста в этот день могут есть только птицу. Особые песни исполнялись во время расплетания косы у невесты, что означало конец девической жизни. Невеста должна была разувать жениха, в знак покорности будущему мужу. Начинала невеста с правой ноги. В обуви же у жениха она находила деньги, которые брала себе. Жених же, или отец невесты, поднимал ее покрывало, говоря: «Вот тебе свет! Будь счастлива в замужестве!»
ГРУДЕНЬВторой месяц осени. Назван по имени созвездия Грудки (Плеяды), оно же называется Велесожары, Стожары. В Бусово время (IV век н.э.) это созвездие проходило через нулевой меридиан на границе месяца Груденя и Велесеня, потому оно посвящалось и Скиперу-зверю (ибо Грудень проходит под знаком Сипера-Скорпиона), и — богу Beлесу (сакральное имя Сноп, или Стог, Груда).
7 груденя (27 октября).
День Макоши. В православии слился с днем Параскевы Пятницы.
В этот день верующие обращались к Макоши, богине судьбы, и спрашивали ее о будущем, просили ее об удаче, о счастье. Земледелец просил урожая, купец — прибыли в торговых делах, воин — чтобы смерть прошла стороной, ну а девушки просили женихов: «Матушка Макошь, отдай замуж поскорее!».
Макошь — великая богиня, ее велениям подчиняются и боги, и люди. Она следит за мироустройством, за соблюдением обычаев, обрядов. Милует и награждает она тех, что крепко стоит за старинные обычаи. Высоко в небесном чертоге она сидит с помощницами Долей и Недолей, прядет нити судеб.
А богини Недоля и Долюшка
На тех нитях не глядя завязывают узелочки;
На счастье, на горе ли —
Только Макоши это ведомо.
Даже боги пред ней преклоняются,
Как и все они подчиняются
Тем неведомым нитям Макоши.
Mакошь — это Небесная Мать, Небесный Закон, Правь. Третий лик Бога. И она — Женщина, и потому изменчива, потому милует и награждает только сильных духом, борющихся за счастье. Она дает выход из самых безвыходных положений, если человек не отчаялся, если идет из последних сил, если не изменил себе и мечте. И тогда Макошь посылает человеку богиню счастья и удачи — Сречу. И тогда человек открывает дверь, делает шаг и Среча встречает его.
Но если человек опустился, разуверился, предал мечту, устал и махнул на все рукой — мол, Кривая вывезет, то его ждет горькое разочарование. Макошь отвернет свой лик. И отверженного поведут по жизни чудовищные старухи — Лихо Одноглазое, Кривая, Нелегкая, Недоля, Несреча — туда, где уже причитают над могилами Карна с Желею.
19 груденя (ночь с 7 на 8 ноября).
Родительская, или Дедова ночь. Через нулевой меридиан в IV веке проходила звезда Антарес.
В Дедову ночь и следующий день справляют поминки по усопшим предкам. Ходят на могилы в города мертвых. Устраивают тризны, приносят мертвым угощение, цветы гвоздики, разговаривают с ними, советуются. Об этом же говорится и в Велесовой книге: «Мы на старые погребалища ходили и там размышляли, где лежат наши пращуры под травой зеленой. И теперь мы поняли, как быть и за кем идти...» /Вел. III 8/1/
Волхвы, хранители древнего знания, в некоторых случаях (например, когда человек отчаялся после смерти кого-то близкого, когда его тоска становилась невыносимой) давали жаждущему возможность увидеть умерших родственников и поговорить с ними. Свершив сложные обряды, жертвоприношения сурьей, избранным они открывали глаза, делали видимым мир мертвых....
«...И тогда приходили мы к синей реке, стремительной, как время, а время не вечно для нас, и там видели пращуров своих и матерей, которые пашут в Сварге, и там стада свои пасут, и снопы свивают, и жизнь имеют такую же как наша, только нет там ни гуннов, ни эллинов, и княжит там Правь...» /Вел. III 26/
25 груденя (14 ноября).
День Сварога и Семаргла. Сварожки. В православии Сварог и Семаргл, боги небесного огня, небесные кузнецы, сотворившие и спасшие мир, стали святыми кузнецами Кузьмой-Демьяном.
В начале времен, когда Сварог ударил молотом по бел-горюч камню Алатырю, из искры, высеченной из камня, родился Огненный Бог Семаргл. Семаргл сразу вступил в борьбу с Великим Черным Змеем. Вначале Черный Змей одержал победу и поднялся к небесам, к Сварге. Он пролизал три небесных свода и влез в небесную кузницу. И тогда Сварог с Семарглом ухватили раскаленными клещами язык Черного Змея, укротили его и впрягли в плуг. А потом разделили Вселенную и Землю этим плугом на Явь и Навь. В Яви стали править Сварог и Семаргл, а в Нави — Черный Змей. По иным преданиям Черный Змей был утоплен в Черном море, либо был низвержен в Пекло, в Подземный мир.
В этот день почитают всех Сварожичей. Не только Семаргла, но и Перуна, который также — небесный кузнец, но в отличие от Сварога, он кует не свадьбы, и не мирные орудия земледельцев, а только оружие — мечи, копья, стрелы. По звездной книге Коляды этим оружием он победил Скипера-Зверя в эпоху Скипера (18 тыс. до н.э.). Об этом также вспоминают в праздник Сварожичей. Почитают и помощников Сварога кузнецов Рябей, сковавших Индре палицу, Перуну — громовую колесницу, и перековавших кубок Сварога на четыре кубка.
Также этот день считается праздником кузнецов. Поскольку в обязанности Сварога, супруга Лады, входит кование колец, свадебных венцов и магических булавок, которыми соединяли супругов, то в Сварожки проводили свадьбы, либо «девичьи праздники». В Сварожки девушки занимали какую-нибудь избу и устраивали посиделки, принимали парней. Каждая приносила что-нибудь съестное, обязательно в сыром виде. Потом все вместе они готовили пиршество, главным блюдом которого непременно была «сварожская» каша и курица.
Во кузнице — молодые кузнецы,
Они куют — приговаривают:
Мы куем для свадеб венцы,
Для парней молодых, красных девушек...
ОВСЕНЬПоследний месяц Осени, предверие Зимы. Посвящен Китоврасу, русскому кентавру. Месяц носит имя брата Коляды, Овсеня, который прокладывает путь Коляде и Зиме.
2 овсеня (21 ноября).
День Семаргла. Продолжение празднования Сварожек (25 груденя). В русском православии слился с днем Михаила архангела.
Обычно в этот день случается оттепель, ибо Семаргл бог Огня. Но если в этот день выпадает снег, то говорят: "Семаргл приехал на белом коне".
Под Семарглом-Огнем златогривый конь,
У того коня шерсть серебрянная.
Его знамя — дым, его конь — огонь.
Черный выжженый след оставляет он,
Если едет по полю широкому.
Второго овсеня вспоминают подвиги Семаргла, как он победил Черного Змея, как разрубил Месяц мечом и стал богом лунного света, как сжег Марену. Волхвы устраивают огненные жертвоприношения, возлияния Сурьи.
9 овсеня (28 ноября).
День Китовраса.Полу-человек, полу-конь Китоврас славен своей силой и мудростью. Жену свою Китоврас носит в ларце, спрятанном в ухе. Единственная его слабость — вино и мед.
Месяц, по наущению русалки, жены Китовраса, напоил его вином и медом, а потом пленил. В плату за освобождение Китоврас украл для Месяца жену Хорса — Зарю-Зареницу. Затем, после того, как боги вернули Хорсу Зарю, а Семаргл разрубил Месяц мечом, Китовраса тоже наказали, повелели служить Хорсу. Китоврас возвел дворец Хорсу и храм Всевышнего на Алатырской горе.
Зашатались горы высокие, затряслася Земля Сырая — то скакал Китоврас по высоким горам. Он копытами скалы раскалывал, головой упирался в небо.
18 овсеня (7 декабря).
День Тарусы.Таруса — жена бога Бармы, бога поэзии, молитв, гимнов. Имена богов родственны словам "бормотать", "тараторить", то есть — произносить гимны, славословия богам, шептать мантры. В Ведах Индии Барме соответствуют боги Брахма и Брахманаспати. Тарусе — Тара, жена Брахманаспати.
Древний миф о Барме и Тарусе сохранился в русском эпосе в виде былины о Бермяте и Катерине, сюжетно сходной с "Вишну-пураной", IV. Их имена сохрани¬лись и в названиях современных городов России — Перми и Тарусы.
Былину о Барме и Тарусе исполняли волхвы в день Тарусы, ставший после христианизации Руси днем святой Катерины.
20 овсеня (9 декабря).
Дажьбог зимний.Сварожичи, почитавшие Солнце, ведущие свой род от Сварога и Дажьбога в этот день славили своих предков. А коровичи, почитавшие Месяца и Велеса, славили в этот день сына Велеса — Ярилу.
Много раз Дажьбог сходил на Землю для борьбы с Мировым Змеем, с Черным Богом. Веды, сказания русов, сохранили память о двенадцати зодиакальных эпохах, и в каждую из их происходили битвы Дажьбога и Бога Тьмы.
В эпоху Коляды (Рака), IX-VII тысячелетие до н.э., Дажьбог и Майя Златогорка родили бога Коляду. Незадолго до рождения Коляды Чернобог, обратившись Черным Змеем, вызвал Дажьбога на бой и заманил его далеко на Север во льды, где и усыпил Дажьбога вьюгами, остудил его сердце (именно это событие вспоминают в день Дажьбога зимнего, по Малому Коло).
Через четыре тысячи лет, в эпоху Лады-Тельца, (после того как Майя сойдет в царство Смерти, а Дажьбог обретет свободу) вновь пришло время победы сил Нави. Тогда Дажьбог, околдованный Марой, женился на ней. Потому в день Дажьбога зимнего также справляют свадьбу Дажьбога и Мары.
В эпоху Белояра (Овна) Арий, сын Дажьбога и Живы, сражался с дочерью Мары — Медузой и с морским чудовищем. Сказания о подвигах Ария, нам хорошо известны в греко-персидском переложении — здесь его зовут Персеем, ибо Арий — прародитель индоевропейцев, в том числе персов.Об этих древних битвах вспоминали сварожичи в день Дажьбога Зимнего. В храмах Сварога, Перуна, Дажьбога в эти дни волхвы славили предков сварожичей.
20 овсеня (9 декабря).
Ярила зимний.Коровичи, Велесовы внуки, в этот же день славили Ярилу, сына Велеса, который в эпоху Купалы (Близнецов) также победил Кащея-Чернобога. Тогда же Ярила сражался и с лютой змеей бога Сивы — Ламией и одержал победу.
В эпоху Рыб, после христианизации Руси, место Дажьбога и Ярилы занял святой Георгий, или Юрий. Именно он стал новым воплощением победителя Черного Змея. Потому в русском православии день Дажьбога-Ярилы стал днем Юрия зимнего.
30 овсеня (19 декабря).
День Водного Царя Черноморца. В русском православии день Николы Водного.
Царь Водяник, или — царь Поддоный, Черноморец, правит подводным миром вместе с царицей Белорыбицей. Есть у него подводный дворец, морское воинство, золотая колесница, в которой он разъезжает по морю в бурю. В старое время он сватался к Диве-Додоле, царице грозы, но на суше он потерпел поражение.
Его стихия — море, здесь он владыка. Он пленил Садко, и тот едва спасся из Морского Царства с помощью Велеса. В гневе и в радости он поднимает волны, топит корабли. Много тайн хранит Морской Царь, в его царстве ныне находится пещера, ведущая в Пекло, откуда в Конце Времен выйдет Великий Черный Змей.
31 овсеня (20 декабря).
Овсень большой, начало праздника Коляды.В этот день Майя родила брата Коляды бога Овсеня, который стал прокладывать путь для бога Коляды, мостить ему мосты. Овсень — колесничий, он управляет конями, а в колеснице несется по небу Бог Коляда. Он — воплощение волшебного коня Дажьбога. В то время как Коляда — это лик, ипостась самого Вышня-Дажьбога. Обоих сыновей Майи сопровождает Солнце-Сурья. Появление их на небе предвещает рассвет. Овсень — родился когда день заканчивался, а Коляда — когда начинался.
Многие народы (в Европе эта традиция установилась в Риме) с праздника рождества Коляды, с Календ, начинали отсчет нового года, потому Овсень — провожает год старый, а Коляда встречает новый. Овсень прокладывает путь Коляде.
Согласно древнему народному обычаю, общему для многих народов ведической культуры Европы и Азии, в этот день в жертву Овсеню и Коляде (а также в иных землях — Фрейру, Дажьбогу, Вишну и т.д.) приносили поросенка. И самого Дажьбога, либо Коляду часто видели в виде золотого, солнечного поросенка (то же, что солнечный зайчик), либо верхом на свинке.
— Овсень, куда едешь?
— Мосты мостить.
— Кому ездить?
— Коляде государю!
— На чем ему ездить?
— На солнечной свинке,
— Чем погонять?
— Поросенком!