КРЕСЕНЬКресенъ — первый летний месяц, длится с 21 июня по 20 июля. Это месяц летнего солнцеворота. «Кресс» — солнцеворот.
1 кресеня (21 июня).Рождение Перуна. День Перуна-Стратилата (в русском православии — Федора-Стратилата).
Сварог и Матерь Сва рождают бога Перуна. Он является на свет после того как Матерь Сва — Лада съедает Щуку, в которую вплотился Род. При рождении бога гремят громы, шатается земля, рушатся горы. В народе говорят: Перун-Стратилат грозами богат.
Загремели тогда громы на небе,
Засверкали тогда в тучах молнии —
И явился на свет, словно молния,
Сын Сварога Перун Громовержец!
2 кресеня (22 июня).Змеиный день. День Скипера Змея. В православии наложился на день Исаакия, в народном календаре — день змеиных свадеб. Считается, что в эту пору змеи сползаются и идут поездом на змеиную свадьбу.
В Ведической Руси этот день назывался Змеиным. В «Звездной книге Коляды» есть сказание о приходе на Землю Русскую Скипера-Змея, который закопал Перуна в глубокий погреб и унес его сестер: Живу, Марену и Лелю — богинь жизни, смерти и любви. Навь особенно сильна и потому на Руси в этот день ждали вражески нашествий — вспомним, и Отечественная война 1812 года (19 июня) и Отечественная война 1941 года (22 июня) начались близ Змеиного дня.
То не пыль в поле распыляется,
Не туманы с моря поднимаются,
То с восточной земли, со высоких гор
Выбегало стадо звериное,
Что звериное стадо — змеиное.
Наперед-то бежал лютый Скипер-зверь!
Потом Перуна освободят Велес, Хоре и Стрибог и он победит Скипера-зверя. Тогда он отведет своих сестер, превращенных Скипером в чудовищ, к Ирию и будет купать их в молочной реке, после чего они очистятся от скверны. Согласно астрологическому каледарю это произойдет после того, как Солнце минует знак Скипера — Скорпиона и наступит зимнее солнцестояние. Тогда, в самые лютые морозы, верующие также будут купаться в священных источниках (этот обычай перешел и в христианство — купание в Иордани).
Сказания о Перуне и Скипере пели в эти дни волхвы в ведических храмах и призывали верующих на реки и озера совершать священные омовения, дабы очиститься от грехов.
1 — 5 кресеня (21 — 25 июня).Солнцеворот. Продолжение купальских праздников. Солнцеворот вершит поворот. В эти дни Солнце укорачивает ход, а ночь удлиняется. В день Сонцеворота Хоре увидел у берега моря купающуюся Зарю-Зареницу. Хоре влюбился в Зарю, а затем женился на ней. Однако Месяц, послушавшись совета получеловека-полуконя Китовраса, задумал украсть у Хорса жену. Потому этот день тревожный, потому и ночь с Солнцеворота становится длинней.
Украдет Зарю Китоврас и увезет ее к Месяцу в день Осеннего равноденствия. Тогда день будет равен ночи, а затем ночь станет длиннее дня. А когда Солнце минует знаки Скипера и Китовраса (Скорпиона и Стрельца) и наступит зимнее солнцестояние, тогда боги вернут Зарю-Зареницу Хорсу.
Но это случится еще нескоро. Ныне же Солнце-Хоре светит ярко и радостно. Он влюблен в Зарю-Зареницу.
И пошла Заря — красна девица
По небесному своду синему,
На убранство свое нанизывая
С блеском ярким цветные камни.
И поднялся за ней яснолицый Хоре.
9 кресеня (29 июня).Тихое Солнце. День Крышня-Коляды. В честь этого праздника весь месяц назван Kресенем (южно-русское произношение имени бога Крышня).
В этот день праздновали нисхождение на Землю второго воплощения Крышня — бога Коляды. Вспоминали о том, как он в люльке плыл в Ирий к Хорсу и Заре-Заренице.
В этот день Солнце тихо идет по небесному своду. Это плывет в плетеной люльке Коляда. Также в этот день вспоминали о том, как Крышень-Коляда плыл в солнечной лодочке к Радунице, либо — к Раде. Подбирал веночек, брошенный ею в воду.
Тот, кому посчастливится, мог в этот день во сне увидеть младенца Коляду.
В природе и в людских душах царит умиротворение. Стихают птицы, стихают ветры, утихают боли. В этот день больные молят Бога об исцелении.
22 кресеня (12 июля).
День Снопа-Велеса.Дни убывают, но жара прибывает. С Велесова дня начинают косить, заготавливать сено. Коси коса, пока роса — роса долой, и мы домой! В этот день почитали последний связанный Сноп, в который, как полагали косари, во время косьбы переходил дух поля, а значит и дух Велеса.
В эти же дни кончали пахать и начинали готовиться к озимому севу. Бытовала такая пословица: «До Велесова дня вспахать, до Перунова дня взборонить, до Спаса посеять». Всем земледельческим работам покровительствовал Велес.
«Велес учил праотцов наших землю пахать, и злаки сеять, и жать солому на полях страдных, и ставить Сноп в жилище, и чтить Его как Отца божьего.» /Вел. III 8/2/.
В этот день почитали также священный камень Алатырь (либо два камня Бога и Божиху: камни Велеса и Бури Яги). Под Алатырем — вход в Пекло. Огнищане вспоминали о том, что только Велес смог отвалить Алатырь от входа и потому умершие не могут попасть в Навь, минуя Велеса.
24 кресеня (14 июля).
День Вагуды, Квасуры и Китовраса.В день Вагуды продолжались полевые и огородные работы, но к вечеру непременно устраивали праздник с плясунами, скоморохами, веселыми песнями. В этот день говорили: «Мешай дело с бездельем, проводи время с весельем!» Кроме гуляний и хождений в гости в этот праздник угощали бродячих актеров, устраивавших представления, веселивших народ. Скоморохи шутили: «За дело — не мы, за работу — не мы, а поесть, поплясать — лучше нас не сыскать!»
Скоморохи также в день Вагуды пели песнь, которая после крещения Руси стала былиной «Вавило и скоморохи». В это песне рассказывалось о том, как на землю сошли боги веселья и хмеля Китоврас и Квасура. Они разыскали работавшего в поле Вагуду и увели его с собой, чтобы «переиграть царя Собаку и сына его Перегуду». Вагуда, бывший простым крестьянином, и не умевший играть, волшебным образом обучился игре на гудочке (струнном инструменте) после того как боги произнесли заклинание:
— Заиграй, Вагуда, во гудочек
Во звончатый переладец,
А Квасура с Китоврасом приспособят!
По пути в царство царя Собаки боги-скоморохи встречали крестьян. Тех, кто их привечал, они награждали: превратили в атлас полотно у девушки, стиравшей белье. А тех, кто им грубил, они наказывали: наслали на поле непочтительного крестьянина птиц, которые склевали посеянные зерна. Их волшебной игре подчинялись животные, растения и стихии. Победив царя Собаку и спалив его царство, Квасура и Китоврас посадили на престол скомороха Вагуду.
25 кресеня (15 июля).
День Берегини. В этот день почитали духов рек, русалок, вил, сиринов и берегинь.
«Текут реки великие по Руси, и журчат многие воды, и поют они о стародавнем. О тех боярах, что не боялись идти к полям готским, что многие лета боролись за вольность русскую, о тех, что не берегли ничего, даже жизни своей, — о них говорит Берегиня.» /Вел. кн., II 7ж./
ЧЕРВЕНЬСередина лета. Лето — красное, потому и месяц назван червенем, то есть красным.
7 — 13 червеня (27 июля — 2 августа).
Русалии.К Перунову дню готовятся за неделю, потому эти дни называли также седьмицей ли семиком (они не были связаны с Пасхой). В семик дают представления, разыгрывают сцены из сказаний о Громовержце. Самый любимый сюжет — песнь о том, как Перун сватался к Диве-Додоле, дочери бога неба Дыя. В эти же дни, следуя древнему обычаю, огнищане посылают сватов, а после сговора устраивают гулянье, поют песни и срывают венки с голов девушек, посвящая их в женщины.
13 червеня (2 августа).
Перунов день (в русском православии день Ильи-пророка).
В Перунов день Громовержец побеждает своего соперника Морского Царя Черномора, который задумал увести у него Диву. Черноморского Змея Перун низвергает на морское дно. Также он свергает с небесного свода Велеса, также не устоявшего перед красотой Дивы и предложившего ей изменить Перуну. Гремят грозы, сверкают молнии — это Громовержец гонит по небу Черноморского Змея и Велеса. Громыхает его колесница, сверкают в руках разгневанного бога молнии. Но вот за первыми Ударами грома полил дождь на жаждущую землю, и в сполохах зарниц началась свадьба Перуна и Дивы. Дива поет Перуну:
— Пойдем, Перун, погуляем
Над полями и над лесами!
Ты с грозой пройдешь —
А я – с молнией!
Ты ударишь грозой,
А я – выпалю!
Пойдем, Перун, погуляем
Над полями и над лесами!
Ты с дождем пойдешь,
А я с милостью,
Ты — водой польешь,
А я – выращу...
Огнищане в эту пору со страхом смотрели на небо, поскольку урожай уже созрел, и теперь сильный ливень, град либо молния могли разорить земледельца. Дабы не прогневить Громовержца, в Перунов день не работали в поле, не косили и не убирали сена. Верующие сходились в храмы, дабы умилостивить грозного бога дарами.
В Вятской губернии до недавнего времени в этот день приносили в церковь Илье пророку ногу барана, пчелиный мед, пиво, колосья ржи и зеленый горох. Вятичи, потомки Вятки сына Богумира, быка закалывали Велесу, а барана — Перуну.
В Велесовой книге говорится о том, что в варяжских землях в особых случаях, перед войной, приносили богу Перуну также человеческие жертвы (преступников, рабов, иноверцев). Новгородские жрецы проклинали варяжских жрецов, свершавших это. Варягами этот обычай был перенесен и в завоеванный ими Киев при князе Игоре и Олеге. Этот обычай, видимо, продержался от Олега до Владимира. Сохранилось только одно свидетельство о подобных жертвах. Если верить церковной истории, человеческие жертвы собирались принести при князе Владимире (будущем крестителе Руси). Тогда выбрали по жребию двух христиан: отца и сына — Федора и Иоанна, которых жрецы (служители культа Перуна, сделанного Владимиром государственным) задумали принести в жертву богу войны, но не принесли, а просто убили на пороге дома, ибо их речи чуть не привели к восстанию в Киеве.
Для киевлян подобное жертвоприношение было святотатством. Потомки Ария — новгородские словене, русы, поляне в глубокой древности отказались от любых кровавых жертвоприношений.
«Боги русские не берут ни жертв людских, ни животных, только плоды, овощи, цветы и зерна, молоко, питную сурью, на травах забродившую, и мед, и никогда живую птицу, рыб. И это варяги и эллины дают богам жертву иную и страшную — человеческую. Мы же не желали делать это, так как мы сами — Дажьбоговы внуки и не стремились красться по стопам чужеземцев.» /Вел. кн. I 46/.
15 червеня (4 августа).
День Майи Златогорки и Марены.Около семи тысяч лет назад, на рубеже эпохи Купалы и Лады (Близнецов и Тельца), встретил Дажьбог могучую воительницу Майю Златогорку и женился на ней. Прошло два тысячелетия, погибла Златогорка, и вот на Рубеже эпохи Лады и Белояра (Тельца и Овна) Дажьбог встретил и полюбил Марену (новое воплощение Великой Матери). О тех временах, о Майе и Марене, супругах Дажьбога, вспоминают в день Майи-Марены. В христианское время, в эпоху Рыб, в этот день стали почитать Марию Магдалину.
Кельты, почитавшие бога Езуса, ипостась Дагды (у славян — Дажьбога), которого отождествляли позднее с Иисусум Христом, почитали и Марию Магдалину как великую посвященную. Друиды понимали, что в эпоху Рыб роль Майи-Марены и Дажьбога (Дагды) взяли на себя Мария Магдалина и Иисус Христос.
25 червеня (14 августа).
Медовый Спас.Спас, то есть Спаситель, по славянской ведической традиции — это древнее имя Дажьбога. Но имя праздника имеет и иной смысл — спасения Дажьбога Небесным Отцом (Родом, Перуном, Гамаюном). Так же как был спасен Дажьбог, так же будут спасены и его внуки – русские люди.
В эти дни вспоминали о том, как Марена обрызнула Дажбога заколдованной водою, либо напоила его медом с волшебными травами — и так превратила в златорогого Оленя. Обратила же его обратно только после того, как Перун пригрозил испепелить ее молнией.
Огнищане на Медовый Спас приступали к уборке ржи и жита. Начинали заготавливать малину. Пчелы в эту пору уже не носят медовую взятку, и потому пасечники подрезали соты. Пчеловоды освящали собранный угощались, готовили медовые пироги и пряники, медовые напитки. А от козней Марены защищались маком. Верили, что если осыпать дом маком, то все ее чары минуют этот дом. Также в этот день молились у источников, святили воду.
По лесам в день Медового Спаса бродит златорогий Олень — это Тарх Дажьбог, обернутый Мареной. Как только Олень обмочит копыто в воде, вода становится студеной.
Не стучит, не гремит копытами,
А каленой стрелою летит олень!
У оленя копыта серебрянные,
У оленя рога красна золота!
— Ты куда летишь, молодой олень?
— Я бегу, я лечу ко речной воде...
Нужно в воду оленю копытом ступить,
Тем копытом серебрянным воду студить!
29 червеня (18 августа).
День Велеса—житника. (Смотри месяц серпень).
30 червеня (19 августа).
Яблочный Спас.Второй раз Дажьбог был спасен птицей Гамаюном в то время, когда он направлялся в Навь биться с Велесом и вызволять украденных им коров и Диву-Додолу. Тогда Буря-Яга обернулась яблоней и встала на пути Дажьбога. Если бы Дажьбог отведал яблок Бури-Яги, то он бы погиб, но Дажьбога предупредила птица Гамаюн. Гамаюн перестала служить Велесу и стала птицей Дажьбога.
До этого времени запрещается есть яблоки. Раньше верили, что в Ирии детям, родители которых до второго Спаса не едят яблок, Велес и Буря Яга раздают яблоки. А тем, родители которых пробовали яблоки, не дают. Потому многие взрослые, у которых дети умерли, до второго Спаса считали за грех съесть яблоко. После яблочного Спаса начинается сбор яблок и запрет снимается.
СЕРПЕНЬПоследний летний месяц. Месяц жатвы, отсюда и его название. Продолжается с 21 августа по 20 сентября. Покровительствует этому месяцу Майя Златогорка.
29 червеня — 8 серпеня (18 — 28 августа).
Жатва. Жать начинали с дня Велеса-жиника и продолжали до Успения Майи.
По старинному общерусскому обычаю на сжатом поле оставляли небольшую горсть несрезанных колосьев, связывали их лентой — «завивали бороду Велесу», и приговаривали: «Дай Велес, чтобы на другое лето был урожай хороший!»
Уж мы вьем, вьем бороду
У Велеса на поле...
Завиваем бороду
У Велеса да на широком...
На ниве великой,
Да на горе высокой,
На земле чернопахотной...
Вейся, вейся, борода,
Бородушка, вейся,
Сусек, наполняйся!
Последний сноп на поле жали молча, дабы не беспокоить душу поля, которая в него переходила. Сноп почитался Майей Златогоркой, либо Велесом — в зависимости от того, когда заканчивалась жатва на этом поле.
Последний сноп, сжатый в червене, почитался Велесом, а в серпене — Майей Златогоркой (Золотой бабой).
«Велес учил праотцов наших землю пахать, и злаки сеять, и жать солому на полях страдных, ставить сноп в жилище, и чтить Его как Отца Божьего» /Вел. кн. III, 8/2/
1 серпеня (21 августа).
День Стрибога-ветрогона. Первого серпеня любили повторять: «Ветрогоны пыль погнали по белу свету, зарыдали по красну лету».
В этот день почитали Стрибога, который — согласно Велесовой книге — «ветрами ярится по земле», а также вместе с Перуном «громами и молниями повелевает». Вспоминали о том, как Стрибог помогал Перуну и Хорсу в борьбе с Скипером-зверем и Месяцем. Особенно почитали бога ветров моряки, они приносили богатые жертвы в храм Стрибога (самый почитаемый храм располагался на острове Березань в устье Днепра).
Стрибог повелевает ветрами — Посвистом, Подагой, Погодой. Посвист — старший ветер, бог бури, живет в горах на севере. Подага — жаркий, иссушающий ветер — живет в пустынях на юге. Погода — теплый, легкий ветерок, а также бог приятной погоды. Иные ветры зовутся — Сиверко, Южный, Западный и Восточный (ветры, связанные со сторонами света), а также — Полуденник, Полуночник, есть и ветры, живущие в определенных землях и имеющие местные имена (например, Баргузин на Байкале).
Волхвы, к которым обращались моряки перед выходом в море, произносили заклинания и называли каждый ветер по имени. Таким образом, они заговаривали бурю.
8 серпеня (28 августа).
Успение Майи. В этот день поминают Майю Златогорку, почившую в каменном гробу, оставленном Черным Богом на Кавказской горе. Вспоминают о погибшей цивилизации атлантов, о допотопной эпохе. Волхвы поют песни о отце и дочери — Златогорке и Святогоре.
«И легла Златогорушка в каменный гроб.
Златогорке гроб тот поладился —
Он в длину по мере, в ширину как раз».
Славянские волхвы помнили о цивилизации атлантов, погибших в эпоху Вышня и Майи в XI тысячелетии до н.э., когда Святогор (атланты) передал свою силу Златогорке и Перуну (хаттам и индоевропейцам-ариям). Помнили и о гибели на рубеже эпох Лады и Белояра (Тельца и Овна), в середине III тысячелетия до н.э., из-за Дарданова потопа, последних наследников культуры атлантов — хаттов (Майи Златогорки). Помнили и о том, как Майя передала свою силу Дажьбогу (славянам). Эту тайную ведическую традицию сохранил народный календарь и былины о Святогоре и Златогорке.
Отражением гибели златоволосой Майи в земном мире является уборка урожая, золотых колосьев хлеба. Колосья — это волосы Майи, это сама Майя. Каменному гробу, в котором упокоилась богиня, соответствует амбар, либо сундук, где хранится зерно. В ведических храмах часть собранных зерен потом бросали в каменную гробницу (площаницу Златогорки, либо Святогора), в ней был ряд отверстий, из которых к весне прорастали колосья, что говорило о воскресении богини.
Майя дважды будет ложиться в гроб. Первый раз Всевышний даст ей на некоторое время свободу, дабы она родила Крышня-Коляду. Но после рождения Коляды она снова опустится в Навь, дабы воскреснуть в новую эпоху — весной, в первый день белояра.
Но это произойдет нескоро, а пока сноп-Златогорку обряжали в сарафан, обвивали платками и с песнями несли к храму, к изваяниям Матери. В храме устраивали пир — братчину. Готовили ритуальную яичницу, пили пиво, сыту, сурью.
9 серпеня (29 августа).
Третий Спас — полотняный.В этот день вспоминают о том, как Дажьбог нашел дорогу к Вию — князю Подземного царства, дабы получить волшебное кольцо и оживить Златогорку, почившую в каменном гробу. Дажьбогу Буря Яга и Велес дали полотно, скатерть, которая волшебной дорогой раскинулась по Темным горам и ущельям и была опущена в провал в нижний мир.
Потому в этот день верующие жертвуют в храмы Дажьбога и Велеса полотно. На вершинах холмов на Третий Спас идут ярмарки, торгуют полотном и верят, что Дажьбог и Велес помогут торговле.
25 серпеня (14 сентября).
Святогор-летопроводец. Начало «бабьего лета».
Угасло лето. В эти дни вспоминают, как закончился золотой век и угасла цивилизация атлантов. Святогор после Великого Потопа обратился в каменную гору либо стал охранять столб, подпирающий небо. Кстати, именно связь с небесным столбом привела к тому, что на место Святогора в эпоху Рыб встал Симеон-Столпник (его поминают в этот день). Святогор передал свою силу Майе – потому началось «бабье лето».
28 серпеня (17 сентября).
Купальница.В русской ведической традиции — это Ночь-Купальница, встретившаяся на берегу Pa-реки с Огнебогом Семарглом и родившая от него через девять месяцев (то есть в месяц кресень, на праздник Купалы) брата и сестру — Купалу и Кострому.
В этот день огнищане молились Неопалимой Купальнице (подобно тому как и сейчас православные христиане молятся Неопалимой Купине) о защите дома и скота от огня.