БЕЛОЯРБелояр, первый месяц года, продолжается с 21 марта по 20 апреля. Назван по имени бога Белояра, или Ярилы, Яра. Греки его именовали Аресом, римляне — Марсом. В честь Марса назван месяц март.
1 белояра (21 марта, понедельник).
Красная гора. Начало нового года. Весеннее равноденствие. Светлый праздник. Кончилась власть Зимы, насланной на Землю Мареной-Смертью и Кащеем. В этот день бог Ярило, или Белояр, прогоняет Зиму и вздевает ее на вилы.
Остались позади дни Марены-Кикиморы, когда Дажьбог был распинаем Смертью на Кавказских горах. Прошла неделя Марены, именуемая Масленицей. А если это високосный год, то прошел и день Кащея-Чернобога, который раз в четыре года отнимает у Весны целые сутки (30-ый день месяца Лютеня).
И вот Жива, прекрасная зеленоглазая богиня, вырывала клещами Сварога гвозди из рук и ног Дажьбога, из скалы, к которой он был прибит Марой. Она освобождала обесиленного бога, давала выпить ему живой воды и уносила его на лебединых крыльях в Ирий.
Об этом в первый день Белояра пели волхвы в ведических русских храмах или на вершинах гор. И каждая гора, на которой разыгрывалась мистерия встречи Живы, именовалась Красной, в честь той горы, на которой Дажьбог встретил Живу, и в честь гор Ирия, куда она отнесла его. Играли гусли, и над Русской Землей разливалась песнь...
Живе, Дажьбогу, Сварогу в этот день, согласно Велесовой книге (II 7а), приносили полевые жертвы — просо, молоко, жир. Потомки актов и русов полностью отвергали кровавые жертвоприношения: "Боги русов не берут ни жертв людских, ни животных, только плоды, овощи, цветы и зерна, молоко, питную сурью, на травах забродившую, и мед, и никогда живую птицу, рыб" (Вел. кн. I 4б). Запрет на употребление мяса, рыбы русы унаследовали от жителей Беловодья — белогоров, а те от гипербореев.
Однако славяне, жившие в Родопских горах, приносили в жертву животных и птиц вплоть до конца XIX века.
Это было связано у них с обычаем мясоедения. Восточные славяне также иногда употребляли мясо (особенно воины), однако закалываемых животных не повящали богам. В обычае было проливать кровь на землю и шептать молитвы, дабы отогнать злых духов.
Карпатские славяне, карпени Велесовой книги, на Красную гору приносили в жертву ягненка (Вел. кн. II 7а). И это жертвоприношение в мистерии Красной горы напоминало о страданиях Дажьбога, о пролитии им крови, а затем о явлении Живы и оживлении. Этот обычай долго сохранялся, так как тогда еще жили жрецы, ведавшие как свершаются подобные жертвоприношения. Приносить в жертву ягненка обязаны были жрицы Марены или жрецы Чернобога, принадлежавшие к слою неприкасаемых, — к тем, кто ведал ритуалами погребения. Ягненок, принесенный в жертву с соблюдением всех ведических предписаний и обрядов, после смерти воскресал. Служительница богини Живы, дотрагивалась до жертвы зеленой ветвью — ягненок оживал и к общей радости поднимался... Прощай Смерть! Здравствуй Жизнь! Ведаем, что и все люди после смерти — воскреснут!
Жертвоприношение ягненка в древности имело и тайный астрологический смысл: конец эпохи Овна и начало эпохи Рыб. В середине I тыс. до н.э. во время весеннего равноденствия Солнце находилось в знаке Овна, потом оно перешло в знак Рыб. Ныне мы живем в переломную эпоху — Солнце идет из знака Рыб в знак Водолея.
Русичи на Красную гору славили богов, которых почитали своими отцами и дедами. Чтили родовые угорья. В эти дни на Красные Угорья слетали птицами души пращуров. На вершинах гор кормили сорок, рассыпали им зерна и хлеб. В ясную погоду на угорьях ставили столы, принесли горячие пироги и блины, пировали вместе с богами и предками.
Омывались снегом, хотели быть достойными богов чистотой тел и душ, и верили, что души — бессмертны, что они не умирают в час смерти тел. В Велесовой книге (III 26, III 8/2) говорится о том, как люди после смерти получают новые тела. Умерший выпивает живую воду и отправляется к Сварге-Ирию. Если он — воин, то его встречает Перун, а если он из иного сословия, то – Велес. И бог ведет его в свои чертоги, где умершему дают новое тело. И отныне он будет жить с богом, радуясь и творя молитвы.
19 белояра (8 апреля, пятница).
Провещание Макоши. Этот день всегда отмечается в пятницу, через две недели после равноденствия, ибо пятница — день Макоши. В русском православии слился с праздником Благовещания (7 апреля).
Дажьбог в Ирии вернул себе силы и стал готовиться к решающей схватке с Чернобогом-Кащеем и Марой. Перед битвой он пришел к богине Судьбы Макоши, ведающей пути Прави. Макошь — богиня, знающая будущее, у нее в руках нити судеб богов и людей. Ее предсказания, провещания всегда сбываются. Дажьбог обратился к ней дабы узнать: правда ли, что Кащей — бессмертен?
И Макошь провещала ему, что Кащей-Чернобог погибнет тогда, когда Дажьбог достанет Яйцо, явившееся при Сотворении Мира. Также она провещала Дажьбогу, где находится это Яйцо.
Заяц и Утка — это звери Кащея. Впервые, при Сотворении Мира, Чернобог явился в виде Утки. Согласно Провещанию, в Яйце заключена смерть Кащея. Дажьбог с помощью Громовержца Перуна, Огнебога Семаргла, Змея Огненного Волха, а также Черноморского Змея срубают Дуб и тем потрясают Вселенную, а потом побеждают Зайца, Утку и достают Золотое Яйцо.
На земле же, в ведических храмах, к оракулам Макоши обращаются верующие с вопросами о том, что сулит им предстоящий год.
25 белояра (14 апреля, четверг).
День Семаргла — зажги снега. В народном календаре известен под именем дня
Марьи — зажги снега.В этот день Дажьбог с Золотым Яйцом возвратился в Темное Царство к Марене и Кащею. Марена снова пытается обмануть Дажьбога и преподносит ему чару с вином, но Жива выбивает чашу из рук Дажьбога. Тогда Дажьбог, стряхнув с себя чары Смерти, отрубает ей мечом голову и сжигает ее в огне сошедшего с небес Огнебога Семаргла. Но главная битва с Кащеем еще впереди...
Мистерия небесная отражалась и в земном мире. В этот день жрица Мары преподносила к изваянию Дажьбога, к его жертвеннику, чашу с хмельным священным напитком — сурьей, но жрица Живы выбивала эту чашу из ее рук, причем все строго следили за тем, чтобы ни одна капля не упала на жертвенник, иначе — по поверью — вновь похолодает, вернется зима.
Затем сжигали связанных из веток кукол Марены, прощались с Мареной, с Зимою и призывали Живу и Весну. Прыгали через костер, обращались к Огнебогу Семарглу, дабы он сжег снега, чтобы ушла Марена и скорее пришла Жива. Сказители пели песни о Дажьбоге и Марене, о том, как Весна победила Зиму.
После этого дня русичи неделю постились, так как полагали, что Бог гневается из-за того, что Земля осталась без Марены-Смерти. Ведь Смерть и Жизнь связаны, без Смерти нет и Жизни. И нужно молить Всевышнего, дабы он не покарал за гибель Мары и Зимы.
31 белояра (20 апреля).
Рождество Буса Белояра.В этот день в 295 году н.э. в столице Антии родился Бус Белояр, сын князя Дажина. Он почитался новым воплощением бога Коляды на Земле. В день его рождения на небе загорелась новая звезда (комета Галлея). Он долго и мудро правил Антией, разбил войска Германариха, ввел календарь, действующий и поныне. Погиб около 360 года н.э. и был распят вождем готов Амалом Винитаром. Гибель Буса Белояра означала конец эпохи Белояра, окончание Дня Сварога. После его гибели, с наступлением Ночи Сварога, пала Антия, затем Римская империя и началось Великое Переселение народов.
ЦВЕТЕНЬЦветень — второй месяц ведического года, продолжается с 21 апреля по 20 мая. В Велесовой книге богиней этого месяца названа Лада, греки этот месяц года посвящали Афродите, в честь которой ему и дали имя апрель.
1 цветеня (21 апреля, четверг).
Радогощ. В древности этот праздник не был связан с лунным, пасхальным циклом, ибо славяне почитали солнечных богов. Ныне он празднуется во вторник на Фоминой неделе, второй неделе после Пасхи. Однако в народе сохранилась память и о древнем числе этого праздника, так как 21 апреля почитают Родиона-ледолома, в котором легко узнать Рода.
В этот день Дажьбог, дабы победить Кащея-Чернобога, расколол Золотое Яйцо. Но в Яйце была заключена не только Смерть Кащея, но и Гибель Вселенной. Пришло время освободить мир от скверны Кащея и Мары, очистить мир в огне и водах.
Расколов Яйцо, Дажьбог нарушил целостность Вселенной, ибо это Яйцо и есть Вселенная, и есть Род. В нем — и сам Дажьбог, и Кащей. Со смертью Кащея и Мары Явь восторжествовала над Навью. Но из-за этого в Прави нарушилось равновесие Яви и Нави. Ибо без Смерти нет и Жизни. Для возвращения мира на путь Прави, для возвращения Смерти, Род — Родитель Вселенной наслал на Землю огонь и воды.
Конец Света по "Песням" сопровождается битвой богов, защищающих Ирий и демонов. После битвы, и после того как боги делят между собой мир, они решают уничтожить человечество, погрязшее в грехах. Всевышний дает богам ключи от неба и боги его раскрывают. На Землю сходят небесные воды. Из людей в водах Потопа спасся только Богумир (сын Дажьбога и Марены) с женой, детьми, животными, растениями. Он же Девкалион у греков, Ману в Индии, Бримир скандинавов, библейский Ной. От отца Богумира произошли потом многие роды славян — русы, северяне, поляне, древляне, кривичи и др.
Когда Потоп окончился и воды стали опускаться, Сварог поднял небесный свод. Богумир вышел из ковчега, вознес богам славу. Он выпустил птицу, которая, полетав над землею, прилетела обратно с зеленой ветвью, а это означало, что вернулась Жизнь, с неба сошли Дажьбог и Жива.
Мистерия небесная отражалась в земном мире. На Руси в начале месяца цветеня начинались ледоходы и разливы рек. Проходили народные гуляния, ратоборцы на горах показывали свое искусство, устраивали кулачные бои. Огнищане красили яйца луковой кожурой в честь Золотого Яйца. Приносили яйца в ведические храмы, собирали их в огромные корзины, и это почиталось жертвоприношением Роду. Катали яйца по земле и разбивали их. Волхвы призывали верующих молить Рода, дабы разливы рек не обратились новым Всемирным Потопом. В этот же день пекли печенье в виде жаворонков, выпускали из клеток на волю птиц, вспоминали о том, как это делал прародитель Богумир после Потопа.
Пели песни первым жаворонкам, призывали Весну — Вышня-Дажьбога и Живу. Считалось, что Вышень-Весна (оба слова восходят к арийскому Visnu — имени бога Вишну) прилетает в золотой колеснице, в которую впряжены жаворонки и другие весенние птицы.
В этот же день почитали предков и спасшегося во время Потопа прародителя Богумира. Вспоминали легенды о Богумире. Почитали Ладу, которая передала секрет приготовления священного напитка сурицы богу веселья и виноделия Квасуре, а тот поведал как ее готовить и как совершать ритуальные возлияния праотцу Богумиру — первому из людей, совершившему ведические жертвоприношения сурьей. В Велесовой книге сохранился текст о Квасуре и Богумире, читаемый волхвами в этот день.
«Также расскажем о том, как Квасура получил от богов тайну — как приготавливать сурину. И она есть — утоление жажды, которое мы имели, и мы должны на Радогоще около богов радоваться, и плясать, и венки подбрасывать к небу, и петь, славу богам творя.
Квасура был мужем сильным и от богов вразумляемым. И тут Ладо, придя к нему, повелела вылить мед в воду и осуривать его на Солнце. И вот Солнце-Сурья сотворило то, что он забродил и превратился в сурицу. И мы пьем ее во славу божью.
И было это в века докиевские, и муж тот был во сто крат весьма выделен богами, и передал он тайну отцу Богумиру, и тот получил поучение небесное, так творить квасуру, которую называют сурыня. И это мы вспоминаем на нашем Радогоще.»
16 цветеня (6 мая).
День Дажьбога. Встреча Вышня Дажьбога и Живы. Начало Весны.ажьбог и Жива возродили мир после Потопа. Лада соединила браком Дажьбога и Живу. Затем Дажьбог и Жива родили Ария, прародителя многих славянских народов — чехов, хорват, киевских полян.
Почитался в этот день и Ярило, или Яр, как лик Бога, отвечавший за весеннее возрождение природы, первую пахоту. Бога Яра часто сравнивали с пахарем и воином Арием сыном Дажьбога. Арий почитался, подобно Яру, воплощением Рода (в иных толкованиях — Велеса либо Дажьбога). Сходны и их имена. В «Велесовой книге» Ария иногда называют — Ярием, иногда Ореем (или Аром, Ором). Оба имени происходят от древнерусского слова «оратай», что означает — пахарь. Бог Яр явился на Землю на рубеже эпохи Купалы (Близнецов) и Лады (Тельца), то есть в пятом-шестом тысячелетии до нашей эры. В отличие от бога Яра прародитель Арий — явился в начале эпохи Белояра (Овна), то есть через три тысячи лет.
В день Дажьбога люди радовались, что Дажьбог отверг Марену и обручился с Живой. Это означало конец Зимы, начало Весны и Лета. В это время в ведических храмах и на вспаханных полях славили Дажьбога.
"Славим Дажьбога. Да будет он нашим покровителем и заступником от Коляды и до Коляды! И покровителем плодов на полях. Он траву дает скоту нашему во все дни. И коровы умножаются, и умножаются зерна в житницах. И меду он не дает забродить. Он бог Света. Славьте Сварожича, отрекающегося от Зимы и текущего к Лету. И ему мы славу поем на полях, поскольку он — отец наш."День Дажьбога — это и время первого выгона скота на пастбища. Потому Дажьбогу жгли огни и просили его охранять скотину.Считалось, что в эти дни бог Велес украл у Перуна тучи-коровы, и заточил их в горах Кавказа. Потому Яра, Дажьбога и Перуна просили вызволить тучи, иначе все живое на Земле погибнет. Вспоминали и о том, как в прошлую эпоху бог Индра вместе с Перуном победили Демона Валу и выпустили на свободу тучи.
20 цветеня (10 мая).
Победа над Велесом. Освобождение Дажьбога и Кащея. Возрождение Смерти. Во Вселенной установилось равновесие Яви и Нави. Возродилась Правь.
Это день первого новолуния после Радогоща и смерти Кащея. Кащей набирал силу до полнолуния, потом, после того, как его силы стали угасать, и настала его смерть, он возродился с новой Луной.
В мистерии «Звездной книги Коляды» этому соответствует песня о битве Дажьбога с Велесом. В ней повествуется о том, что вначале победил Велес и распял Дажьбога на древе. Затем Дажьбог был освобожден Перуном, а Велес и Буря-Яга были повержены. Также были выпущены на небо тучи-коровы, разразились грозы. Одновременно Дажьбог освободил свой темный лик — Кащея, выпустил его из темницы, куда Кащея заточил Велес. А это значит, что в мир вернулась Смерть и возродилась Правь.В этот день (как и после христианизации Руси в день Марка — 8 мая) люди молили о ниспослании сильного дождя. Сохранилась даже пословица: «Если в мае выпадет три дождя добрых, то и хлеба будет на три года полных».
ТРАВЕНЬТретий месяц ведического года, продолжается с 21 мая по 20 июня. В «Велесовой книге» этот месяц посвящен богу Купале.
2 травня (22 мая).
Ярилин день, семик. В русском православии слился с днем Николы, или Миколы вешнего, травного. Потому в былинах место Ярилы занял пахарь и воин Микула Селянинович.
В этот день бог Ярило пашет землю, сеет яровые (средний посев яровых хлебов). Волхвы поют песни, повествующие о борьбе земледельческих богов Ярилы и Кащея Трипетовича, о том, как вначале победил Кащей, он же греческий бог земледелия Триптолем. Вспоминают и о битвах греков и славян-скифов в Причерноморье, о том, как греки отвоевали у славян Черноморское побережье и основали на месте славянских городов греческие колонии. Согласно «Русским Ведам» и греческим легендам, тогда Ярило (греки его называли богом скифов Линхом) был обращен в Рысь. Ярило был вынужден бежать от преследования Кащеем-Триптолемом в Навь, то есть он умер (потому в этот день хоронят куклу, изображающую бога Ярилу). Но затем Велес пришел Яриле на помощь: Кащей был заточен в пещере, а Рысь вновь была обращена в бога Ярилу. Действо это имело магический смысл — Ярилу хоронили и он умирал подобно посянному зерну, но потом он проростал и возрождался. Ярилу в этот день молили:
23—30 травня (12—19 июня).
Русальная неделя. В эти дни почитаются духи рек и источников — русалку берегини, мавки. Русалки по ночам шалят, водят хороводы, заманивают песнями и околдовывают путников.
В те времена существовал обычай умерших людей, прославленных воинов, князей сжигать на ладьях, спущенных на воду священной Pa-реки (Волги). Поскольку земная река Ра незримо связана с небесной рекой Ра, за которой Навь, Ирий, то таким образом в огненной ладье погибшие воины были переправляемы к богу воинов Перуну, прославляемому в эти дни. Потому в русальную неделю почитали пращуров, вспоминали о битвах древности.
31 травня (20 июня).
Купала. Летнее солнцестояние. Праздник начинается 31 Травня и заканчивается 1 Кресеня (21 июня). После нескольких календарных реформ этот праздник был передвинут на 7 июля, в русском православии он именуется днем Ивана Купалы в честь ведического бога Купалы и христианского святого Иоанн Крестителя.
Это самый долгий день и самая короткая ночь в году. С Купалы день начнет уменьшаться, а ночь возрастать. В день Купалы — кончается Весна и начинается Лето.
В этот день Огненный бог, бог Луны и Огня, бог огненных жертвоприношений и домашнего очага Семаргл встречает на берегу Pa-реки богиню ночи — Купальницу. У Семаргла и Купальницы рождаются дети — Купала и Кострома. Судьба разлучает брата и сестру. Младенца Купалу уносят гуси-лебеди за тридевять земель. Но им вновь суждено встретиться. Через много лет Кострома, гуляя по берегу реки, сплела венок. Она хвалилась, что ветер не сможет сорвать с ее головы этот венок (что означало, что она не выйдет замуж), за эту похвальбу боги ее наказали. Ветер сорвал ее венок и унес на воду, там его подобрал Купала, проплывавший мимо в лодке. Кострома не узнала брата, обычай же повелел им жениться. Была сыграна свадьба, а после свадьбы жених и невеста узнали о том, что они — брат и сестра. Тогда они решили покончить с собой и утопились в реке. Кострома стала русалкой, или по-малорусски — мавкой. Боги, сжалившись, превратили Купалу и Кострому в цветок Купала-да-Мавка (совр. назв. Иван-да-Марья).
Существовало и иное видение сущности бога Купалы. Согласно этому видению, Купала отождествлялся с Колядой, ибо и Коляда и Купала в одно и то же календарное время плывут в лодочке, либо колыбели по реке Смородине (астрологически это — созвездие Корабля), правда — в разных направлениях. Оба подбирают в воде венки — Крышень-Коляда, когда у Рады и Радуницы, а Купала — у Костромы. Глубокое родство этих сюжетов говорит и о мистериальной близости Купалы и Крышня-Коляды.
В древней Руси в этот день разыгрывали мистерию Купалы и Мавки. Прыгали через костер, совершали огненные жертвоприношения, пили и плескали в огонь священный напиток — сурицу. Топили в реке кукол Купалы и Костромы. Девушки сплетали венки и пускали их по воде, дабы найти женихов.
В этот день и последующую ночь в лесу собирали целебные и волшебные травы (например, плакун-траву, разрыв-траву, терлич-траву, цветок папоротника). Потому, кстати, Купала почитался и помощником целителей, знахарей и колдунов. В это время в священных реках и озерах проходили ритуальные купания, омовения. Люди обливали друг друга, очищались молитвами. «Мольбы творили о чистоте души своей и тела, поскольку это умывание установил для нас бог Сварог, и Купалец указывал нам на это. И мы не смели этим пренебрегать, и мыли свои тела, и умывали дух свой в чистой воде живой.»
Очищаясь в реках, люди вспоминали об очищении Мары, Живы и Лели в священных водах Ирия после их освобождения из плена у Скипера-зверя. Вспоминали и о купании Перуна в водах Днепра, когда он стремился переплыть к русалке Роси, и о рождении Дажьбога. О купании Зари-Зареницы и встрече ее с богом Хорсом. Считалось, что тот, кто не очистится в водах в этот день, будет страдать от порчи.