Snowflake Управляющая
Сообщения : 162 Дата регистрации : 2010-07-05 Возраст : 45 Откуда : Львов
| Тема: Ритуальная практика индуизма Чт Июл 22, 2010 1:40 am | |
| Во-первых, за долгую историю своего существования индуизм выработал нечто вроде программы индивидуального совершенствования. Такое продвижение не только принимает многообразные формы и включает в себя целую серию последовательных перерождений, но также достигается различными средствами, включая ритуалы, обучение и непосредственное приобретение духовного знания и духовных сил, на протяжении данной жизни. В качестве первой темы в рамках изучения современного индуизма может быть рассмотрен определенный набор ритуалов, сопровождающих человека от рождения до самой смерти, индивидуальный список обрядов, известных как санскары, отмечающий все восходящие этапы путешествия, совершаемого личностью по дорогам жизни. Обзор санскар открывает взгляду одну из наиболее древних и наиболее сохранившихся ритуальных структур Южной Азии. Оно также способно осветить важные аспекты индуистской психологии, семейных связей и социальной системы. Во-вторых, совершенно иной путь может быть проделан при анализе традиций паломничеств, обетов, пожертвований и других способов поклонения, которые имеют место за пределами домашнего круга и, во многих случаях, за пределами родной деревни или города. Опять же, как и в первой теме, речь пойдет здесь о ритуальных действиях, однако в этом случае их всеиндийская структура гораздо менее определена: для них не существует четких наставлений, заимствованных из ведийских текстов, или известных авторитетов из брахманской среды, способных выступить в качестве необходимых наставников, и даже само слово «ритуал» в применении к ним иногда кажется натяжкой. Эти действия выводят нас из домов и храмов и возвращают к первичным жизненным силам и ритмам. Мы могли бы, конечно, проследить за приверженцем индуизма любого пола, предающимся этим благочестивым занятиям, которые, за малым исключением, не имеют различий по половому признаку. Однако более подходящим кажется взять в качестве примера именно женщину, вовлеченную в свой крут того, что можно описать как широкомасштабное сплетение постов, приношений и путешествий, кратких и долгих, поскольку этой поддерживающей жизнь системы — пожизненных упражнений в благочестии — в основном придерживаются как раз женщины — приверженцы индуизма. Поэтому мы проследим за одним днем Матери Ситы, посвященным выполнению религиозных обязанностей, которые отрывают ее от семьи, но никоим образом от забот о ее благоденствии. В процессе нашего краткого обзора нескольких часов из жизни обыкновенной женщины из Северной Индии мы столкнемся, как и при изучении ритуалов жизненного цикла, с некоторыми объединяющими чертами, что поможет ответить на интересующий нас вопрос: чем обеспечивается единство индуизма? В-третьих, нам предстоит познакомиться с историей жизни сорокалетнего жителя Южной Индии. В то время как деятельность Матери Ситы, отраженную здесь, можно назвать типичной для любой северо-индийской женщины из касты «дважды рожденных», жизнь Кришнайи лишь в очень немногих своих чертах соответствует общепринятым нормам. Его история выбрана нами для того, чтобы проиллюстрировать региональный характер индуизма, о котором мы говорили на протяжении всех предыдущих глав. При близком знакомстве с индуизмом складывается впечатление, что каждый раз он предстает перед нами в каком-нибудь новом обличье, и даже если мы возьмем только наиболее значительные, то окажется, что часть из них несет в себе ярко выраженные региональные признаки. В данном случае история индивидуальной жизни позволит нам бросить взгляд на район, расположенный в дельте реки Годавари на побережье Бенгальского залива, в штате Андхра-Прадеш, где говорят на языке телугу. Эта тема также послужит своеобразным введением в последнюю главу данной части книги, поскольку человек, о котором пойдет речь, одной ногой стоит еще в старом, традиционном индуизме, а другой уже шагнул в новый, существующий в изменчивых условиях секуляризованной Индии. Таким образом, эта глава распадается на три части: жизненный цикл, женская часть ежедневных религиозных обязанностей и мужская одиссея на духовно-теоретических просторах. | |
|