Цель буддийской медитации это трансформация мозга. Странно звучит, но тем не менее это так.
При рождении человека, в нем «заложены» определенные свойства, составляющие его сущность. В частности это альтруизм и сострадание. Правда при этом заложен и эгоизм. Все это неотъемлемые части человеческой сущности.
Не так давно немецкие ученые сделали вывод что маленькие дети это прирожденные альтруисты. Ну или по крайней мере учатся альтруизму. Ученые внимательно наблюдали за поведением полуторагодовалых детей в отношении разнообразных заданий, которые были поставлены перед ними.
Эксперимент заключался в наблюдении за реакцией малышей на то, как незнакомый для них человек развешивает постиранное белье на веревочной сушке. Когда у взрослого падала прищепка, и он уже не мог закрепить белье на веревке, детки совершенно спонтанно вставали и, передвигаясь, как могли, пытались схватить эту прищепку, чтобы помочь взрослому. Но жест этот не был автоматическим: когда взрослые нарочно кидали прищепку на пол, малыши и не думали поднимать ее, словно понимая, что она в данный момент не нужна. Другие тесты подобного рода привели ученых к тому же окончательному заключению: ребенок альтруистичен по природе, даже в тот момент, когда еще не обладает достаточными средствами для социализации. Подобные исследования проводились так же на детенышах шимпанзе. Результат аналогичный.
В дальнейшем, под влиянием определенных факторов (воспитание, социальные связи, среда проживания, культурные особенности) часть таких свойств теряется.
Что касается такого качества человека, как сострадание , то можно легко обнаружить его присутствие. Задумайтесь, почему человек, переживая утрату или обиду, иногда плачет на глазах у совершенно посторонних людей? Да потому что своими слезами в таких случаях мы пытаемся взывать к чувству сострадания других людей. Это нам необходимо и мы знаем ,что такое чувство сострадания так или иначе в людях присутствует (в противном случае такой механизм поведения был бы лишним).
Теперь перейдем к свойствам человеческого мозга. Существует так называемая пластичность мозга. Если кратко, то это изменение сетевой структуры мозга, обеспечивающей сообщение между полушариями и между различными областями в пределах каждого полушария. Это и есть трансформация мозга. В частности это позволяет мозгу приспосабливать новые структуры для исполнения функций поврежденных участков.
Американские нейрофизиологи (при поддержке Национальной Академии наук США) провели исследования влияния медитации на мозг. В исследовании принимали участи тибетские монахи. Как опытные в медитации монахи, так и новички. Монахи погружались в медитацию сострадания, (медитация, к которой вызывается чувство любви ко всем живым существам.) Результаты оказались удивительными.
У «опытных» монахов было зафиксировано резкое нарастание высокочастотной деятельности мозга – интенсивное появление так называемых гамма-волн, что считается главной характеристикой деятельности нейронов. Благодаря этому воедино связываются отдаленные участки мозга и, тем самым, создается основа высшей умственной деятельности. Используя метод сканирования, исследователи определили участки мозга, активные во время медитации. Активность в левой лобной доле коры (отвечающей за положительные эмоции) «забивала» активность в правой лобной доле (отвечающей за отрицательные эмоции), чего никогда не отмечалось при чисто умственной деятельности. Участок, который включается при виде страданий, у монахов тоже оказался активнее. У новичков такого не наблюдалось.
Стоит добавить, что долго практикующие буддийскую медитацию могут погружаться в такое состояние за короткое время, либо находится в таком состоянии постоянно, что может привести к постоянному «выключению» нейронных цепочек в доле мозга, отвечающей за отрицательные эмоции и появлению новых цепочек в той доле, которая отвечает за положительные эмоции. А так же может привести к постоянной активной работе участков мозга, отвечающих за сострадание и альтруизм.
И как знать, может такая трансформация мозга в результате медитации может со временем привести к новому этапу эволюции человека.