Спорыш— божество изобилия, семян и всходов, дух жатвы; в восточнославянской мифологии воплощение плодородия. Его представляли в виде белого кудрявого человека, который ходит по полю. «Спорыш» — двойное зерно или двойной колос, который рассматривался как близнечный символ плодородия, называемый «царь-колос». При отправлении обрядов из двойных колосьев плели венки, варили общее («братское») пиво, откусывали эти колосья зубами. В Псковской области из сдвоенных колосьев изготовлялась особая кукла — спорынья. Из них сплеталась и пожинальная «борода», посвящавшаяся святым, культ которых продолжал общеславянский культ близнецов — покровителей сельского хозяйства: Флору и Лавру, Козьме и Демьяну, Зосиме и Савве. «Так и есть, это Спорыш. Там — в колосьях-двойчатках! Как он вырос: как колос! А в майских полях его незаметно — от земли не видать, когда скачет он скоки по целой версте. — А ты не пугайся: он венок вьет. Колосяной венок, золотой — жатвенный. А кладут венок в засек, чтобы было все споро, хватило зерна надолго»
Божество изобилия, всходов, семян -
Паренек белокудрый, гуляющий в поле,
Жатвы дух, от которого весел и пьян
Василек, зацелованный ветром на воле.
Спорыш - прежде пшеницы двойное зерно,
После - зрелый двойной тяжелеющий колос, -
Лишь тебе одному от природы дано
Пробуждать урожая торжественный голос,
Чтоб повсюду звучал он обилием трав,
Овощами, орехами, ягодой спелой...
Лишь бы ты показал нам свой истинный нрав,
Паренек белокудрый чарующе смелый.